• Новости
  • Каталог уплотнений
  • Справочник
  • Каталог компаний
  • Мероприятия
  • Объявления
  • О стратегии развития и изобретательстве

    14 июля, 2014

     О  стратегии развития и изобретательстве

    Эйсмонт В. П., инженер, изобретатель, Санкт-Петербург
     
            Ещё с институтской скамьи нам внушали, что серьёзных стратегических успехов в экономике можно добиться только внедрением последних достижений науки и техники, то есть инноваций: изобретений и открытий. Об этом сейчас говорят на всех уровнях и не только говорят.  Особое внимание обращается на внедрение передовых технологий. Но надо помнить, что  Silicon Valley вырос из Стэнфорда, а не наоборот. Как-то априори понимается, что с получением патентов у нас всё в порядке. Отнюдь! В США, Японии и в Китае ежегодно получают в несколько десятков раз больше патентов (в каждой стране!), чем  мы [1]. 
     
    Почему такое происходит? Причин здесь много.   Я думаю, что мало кто их не знает: возможно, это и бедность, не позволявшая когда-то в окружении идейных врагов выделять достаточные средства для развития науки и техники, это и долгое время пребывания  у власти в стране людей по многим причинам  отвергавших  генетику и кибернетику (эти величайшие в истории человечества инновации!) и примерно так же относящихся к работе изобретателей, это почти 15  лет    морального и материального развала страны в период смены экономической формации. Но как говорит наш президент: «Хватит жевать сопли». И это правильно. Никто, кроме нас, наши проблемы решать не будет. 
     
    Думается, имеются три основные задачи, решение которых позволит значительно улучшить  положение дел с  созданием инноваций и сделать серьёзный шаг в развитии экономики страны.  Это: обучение изобретательству, расширение и модернизация базы для научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ (НИОКР) и пропаганда изобретательства. 
    Неприятно сознавать, что Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), рождённая  у нас в середине прошлого века, широко распространённая сегодня в цивилизованном мире среди крупнейших фирм[2], не находит у нас достойного признания и является уделом узкого круга лиц, издающих книги по ТРИЗ на иностранных языках, пытающихся  пропагандировать её  через Интернет. Не теряем ли мы очередную инновацию всемирного значения!? 
     
     Я познакомился с ТРИЗ в середине 80-х годов. Познакомился поверхностно во время еженедельной проработки информации и  тогда не заказал её для более серьёзного изучения. Но даже такое, можно сказать, мимолётное знакомство произвело на меня заметное впечатление, прежде всего, попыткой объединения логического и интуитивного мышления. Не могу сказать, что являюсь очень плодовитым изобретателем. В организации работали и более изобретательные инженеры. Будь они вооружены ТРИЗ′ом, эффективность таких специалистов, думается, выросла бы в разы. 
     
    При более глубоком ознакомлении стало понятно, что это наука, которую необходимо изучать в технических вузах. К сожалению, в своё время, моя попытка организовать ознакомление с ТРИЗ внутри предприятия не нашла поддержки у руководства. Изобретательство имеет и другую, может быть не менее важную, чем факт изобретения, сторону: оно держит мозги в состоянии готовности [3]. 
     
    Каждый, кто занимается интеллектуальным трудом, знает, как нерационально отвлекаться от решения сложных задач. Возвращение к решению может оказаться долгим и не всегда успешным. Поэтому, в рутине текущей и не всегда интересной работы инженер должен постоянно находиться в творческом состоянии, в состоянии попыток усовершенствования продуктов той отрасли, в которой он служит. Конечно, для этого он должен работать в условиях максимально возможного, хорошо организованного информационного обеспечения, дабы не «изобретать велосипед». Но это уже несколько другая тема. 
     
    На пути увеличения количества и повышения качества инноваций не менее важной является решение задачи расширения производственной базы для проведения научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Изобретения надо где-то изготавливать и отрабатывать. Как показывает опыт, сегодня в основном это пытаются делать в рамках производственных заказов, что приводит зачастую либо к срывам сроков поставок, либо к некачественным  отработкам и к дискредитации инноваций. 
    Заказчику нужен конечный продукт, и он не хочет оплачивать НИОКР —  это дорого и долго. Особенно, если есть конкуренты с готовыми, отработанными решениями.  Где же выход?  Может быть, государственные субсидии для предприятий,  получивших положительные решения по значимым заявкам на изобретения или полезную модель? Может быть, с возвратом субсидий с процентами в случаях успешных продаж? Может, уменьшить налоги или освободить инновационный НИОКР от налогов? Может, что-то другое, но, исходя из стратегической важности  инновационной задачи, этот вопрос должен быть решён. 
     
    Вспомните Стива Джобса, который, как бы опровергая известное: «Спрос рождает предложение», говорил о том, что обратное тоже имеет место:  людям сначала надо показать предлагаемое, что и делал и получал спрос.  И это понятно, так как человек не может быть докой во всех областях, особенно, если это относится к не бытовым сторонам жизни.
    Наконец, третье —  усиление пропаганды самой идеи в связи с её стратегической важностью, пропаганда успешных инноваций и не только отечественных, ознакомление общества с выдающимися изобретателями и с  участниками  внедрения изобретений. Иногда говорят: «Не надо внедрять, что мол, то, что хорошо, и само освоится». Может быть, когда-нибудь. А надо быть первыми! 
     
    Потому что «когда-нибудь» — для России неприемлемо! И дело здесь далеко не только в престиже. Все, кто как-то соприкасается с процессом изобретательства на всех его этапах, от подачи заявки до поставок: изобретатели, патентные поверенные, руководители предприятий и их работники, местные органы власти и самоуправления, правоохранительные, судебные и законодательные органы, в части совершенствования  законодательства должны соблюдать существующие законы и подзаконные акты  по патентному праву, пресекать их  нарушения, давая им оценку, исходя из  стратегического  значения  для страны инновационной политики.
     
    Все три процесса:  обучение ТРИЗ, НИОКР и пропаганда должны идти перманентно и в этом случае  можно ожидать значительного эффекта.
                             
                                                                                       Список литературы:
    1. Эйсмонт В. П. Возвращаясь к напечатанному //С.-Пб, ТПА Экспресс, №1(05)2012.
    2. Орлов М. Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство изобретательного мышления. М., 2008.
    3.Интервью генерального директора  ВИАМ, академика РАН, проф. Е. Каблова. Режим  доступа: www.faito.ru/news/1317743926/ 

    Похожие новости

    Назад к списку новостей